100 Великих мифов и легенд

Тогда велел Демьянище посадить Егория в яму глубиной в сорок сажен, закрыть досками дубовыми, забить гвоздями железными, засыпать песками рудо-желтыми. Царь-басурманище песок притаптывает, приговаривает: «Не ходить Егорью по белу свету, Не видать солнца красного, месяца ясного, Не бывать на святой Руси, Не слыхать звона колокольного, Пенья церковного!» Но тут налетели ветры буйные, развеяли пески рудожелтые, поломали гвозди железные, разметали доски дубовые. Сошла с небес сама Богородица и вывела Егория на волю.

Пошел Егорий по святой Руси, пришел в свой родной город и увидел его разоренным, выжженым и обезлюдевшим. Уцелела лишь церковь Божия, а в ней молилась Богу Егорьева матушка.

Егорий испросил у нее благословения на бой с царем-басурманищем, добыл себе богатырского коня и меч — и отправился навстречу врагу.

 

Увидел его царь Демьянище,

Безбожный пес басурманище,

Выходил он из палаты белокаменной,

Кричит он по-звериному,

Визжит он по-змеиному;

Хотел победить Егория Храброго.

Святой Егорий не устрашился,

На добром коне приуправился,

Вынимает меч-саблю вострую,

Он ссек его злодейскую голову.

 

На иконах святого Георгия чаще всего изображают в образе всадника на белом коне, поражающего копьем страшного змея.

Именно таким он запечатлен на Московском гербе.

Победа Георгия над змеем-людоедом — самое известное из его чудес.

В русском духовном стихе «Чудо Георгия о змие» сюжет обрастает яркими драматическими подробностями, приобретая характер народной сказки.

В некоем «царстве Рахлинском» царствовал нечестивый царь Агапий и была у него дочь-христианка Алексафия (или Олисава). Неподалеку от царской столицы в пещере на берегу моря поселился свирепый змей и стал требовать себе человеческих жертвоприношений. По жребию отправлялись жители царства Рохлинского «лютому змею на съедение, пещерскому на прожрение».

Читайте:  Изучаем мир

Однажды жребий выпал самому царю Агапию.

Царь закручинился, а его жена-царица, такая же нечестивая, как и он сам, сказала:

 

У нас есть с тобой, кем заменитися:

У нас есть с тобой дитя единое,

Одна-единая дочь немилая.

Она верует веру все не нашу —

Богу молится она распятому.

Отдадим мы Алексафию змею лютому».

 

Царь последовал совету жены; призвал к себе царевну и сказал ей «слова обманные»:

 

Ты, прекрасная Алексафия Агапиевна,

Ты вставай-ка, Алексафия, с утра ранешенько,

Умывайся, девица, белешенько,

И снаряжайся, Алексафия, хорошохонько:

С утра я тебя буду замуж отдавать

За того, который с тобой в одну веру верует.

 

Царевна, заподозрив неладное, всю ночь не спала-молилась Спасу Пречистому.

Утром ее посадили в черную повозку, которой правил «детина в платье траурном», отвезли на берег моря и оставили одну возле змеиной пещеры.

Села Алексафия на крутой бережок — и стала ждать неминуемой смерти. Но тут Господь послал ей на выручку святого Егория.

 

Наезжает Егорий на люта змея,

На люта змея, люта огненна.

 

Ударил Егорий змея копьем «во прожорище», приговаривая: «Так будь, змея, кротка и смирна!» Змей был побежден. Егорий обвязал вокруг его шеи конец пояса — и Алексафия повела чудовище «на поясе, как коровушку будто доеную».

Егорий сказал царевне:

 

«Поведи-ка, Алексафия, змея лютого

Во свое во царство Рахлинское,

Скажи батюшке царю Агапию,

Пущай поверует в веру христианскую…»

 

Агапий исполнил повеление Егория, принял христианство и построил три церкви: одну во имя Богоматери, другую — во имя святой Троицы, третью — во имя святого Георгия. А кроме того пообещал: «Я не раз Егорью в году буду праздновать, Я не раз в году — два раза».

Читайте:  Тайны исчезнувших цивилизаций

Один из праздников памяти святого Георгия — 26 ноября (9 декабря); считается, что именно в этот день произошло сражение Георгия со змеем, другой — 23 апреля (6 мая), этот праздник на Руси называют Егорий вешний.

Святого Георгия почитали как одного из покровителей русского воинства. В 1769 году был учрежден орден Святого Георгия. Этим орденом награждали только за военные подвиги. В статуте ордена было сказано, что его удостаивается «единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием».

После Октябрьской революции этот орден был упразднен, а недавно — в 2000 году восстановлен вновь.

 

92. НИКОЛАИ УГОДНИК

 

Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

По убеждению русского человека, святой Николай был его первым помощником во всех делах и защитником от всех бед. В одной из былин говорится: «Господи Владыко свет помилует, и Пресвятая Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилосливый».

На Руси святой Николай был известен еще до принятия христианства. В летописи упоминается, что полулегендарный киевский князь Аскольд, княживший во второй половине IX века, то есть за сто лет до крещения Руси, был христианином, носил христианское имя Николай, и над его могилой в Киеве была поставлена церковь, посвященная святому Николаю.

Каноническое житие сообщает, что святой Николай жил в IV веке, был архиепископом города Миры в Ликии — малоазийской провинции Римской империи и принадлежал к числу святителей — церковных деятелей первых веков христианства.

Читайте:  100 великих рекордов живой природы

Во время гонений на христиан, предпринятых римским императором Диоклетианом, святой Николай вместе со своими единоверцами был заключен в тюрьму и пробыл там долгое время, «перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту. Своих соузников от питал словом Божьим и напоял сладкими водами благочестия, (…) убеждал быть твердыми в исповедении Христа и усердно страдать за истину».

Когда на римском престоле язычника-Диоклетиана сменил христианин Константин Великий, Николай вышел на свободу и продолжил свою церковную деятельность.

Святой Николай обладал способностью творить чудеса. В житии рассказывается о том, как он словом успокаивал морские бури и спасал тонущие корабли, поэтому его почитали как покровителя всех плавающих и путешествующих. Неоднократно он являлся во сне сильным мира сего, чтобы восстановить справедливость и спасти невинно осужденных. Существует рассказ о том, как он оживил трех юношей, убитых разбойниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>