100 Великих тайн России ХХ века

Именно ему первому в мире пришла в голову мысль создать ранее не виданный универсальный продовольственный магазин — «храм продовольствия», который вызывал бы восхищение, уважение и поклонение. Предвосхитив более чем на полвека идеи разного рода огромных гастрономов и супермаркетов, — после Елисеева всё это уже вторично! — он скрупулёзно рассчитал: когда, где и как. Нужно отдать должное смелости предпринимателя — первую победу он одержал не в чопорном и блестящем Санкт-Петербурге. Это было немалым риском даже для известного купца-миллионера: привлечь покупателей из разных слоёв столичного общества, — иначе необычайный магазин грозил стать убыточным. Значит, в нём должны продаваться товары на любой вкус и доступные для любого кошелька. А удивить и очаровать аристократический, сановный и рабочий Петербург оказалось труднее, чем расчётливый Париж. Однако Елисеев не остался внакладе, а за первым «храмом обжорства», как прозвали остряки его магазин, вскоре открылся второй — в Киеве. Елисеев решил завоевать и Москву, построив в ней «храм» своей мечты, — без признания в Белокаменной и Первопрестольной, славившейся купцами-толстосумами, ярмарками русских невест из лучших фамилий, хлебосольством и отменными поварами, победа не могла считаться полной. Не стоило забывать и о знаменитых московских ресторанах и трактирах, имевших своё «лицо» и своих завсегдатаев — от аристократического Тестова до студенческой «Комаровки» у Петровских Ворот.

Это здание построили в конце XVIII века по проекту знаменитого архитектора М. Ф. Казакова для богатейшей сибирской золотопромышленницы Е. И. Козицкой. Первоначально оно представляло собой дворец в классическом стиле, но за столетие сменило множество владельцев и неоднократно перестраивалось. В результате от его первоначального облика остались лишь фундамент, часть стен да громкая слава. Елисеев знал, что делал: москвичи были сильно заинтригованы. Стройку охраняли огромные алые степные овчарки и бдительные сторожа, а это ещё более подогревало любопытство. Специально приглашённый новым владельцем известный архитектор Г. В. Барановский зашил весь дом тёсом, что было для того времени новинкой, и получился натуральный деревянный ящик без щелей. На вопросы, что в нём, архитектор упорно отмалчивался, и по городу ползли самые немыслимые, фантастические слухи — великолепная реклама для неутомимого коммерсанта.

Читайте:  100 великих рекордов живой природы

Наконец, взору изумлённых москвичей предстало занимавшее почти целый квартал обновлённое здание, украшенное сверкающей вывеской «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». По случаю открытия «храма продовольствия» в торговом зале устроили торжественный молебен с освящением магазина, а затем состоялся банкет, на который получили приглашение все сливки московского общества. В роскошном зале гостей встречал сам Григорий Григорьевич в безукоризненно сидевшем фраке с «Владимиром» на шее и розеткой Почётного легиона в петлице. «Святого Владимира» Елисееву пожаловали за широкую благотворительную деятельность.

Елисеевские магазины стали невиданным явлением для всех стран мира! Нигде не имелось ничего подобного по размаху, ассортименту товаров, комфорту для покупателей и культуре их обслуживания. В магазины Григория Григорьевича приезжали на собственных выездах, на извозчиках, на трамвае и приходили пешком. И решительно для любого покупателя находился товар!

Интересно, каким способом «елисеевская империя» решала проблемы борьбы с грызунами, во все времена являвшимися бичом торговли. Современных электронных средств отпугивания и уничтожения крыс и мышей тогда ещё не изобрели, коты, мышеловки и капканы при нашествиях крыс оказывались малоэффективными, а использовать яды опасались — самим можно отравиться. Выручали собаки-крысоловы. Неизвестно, сохранились ли сейчас у нас эти удивительные псы, похожие на гладкошёрстных фокстерьеров с пастью крокодила, одним щелчком отправлявшие крысу на тот свет? Вечером в подвалах все туши и копчёности поднимали под потолок, а под ними устанавливали длинные столы, на каждый из которых сажали по несколько собак. Крысы лезли к мясу, а собаки до утра вертелись на столах, безжалостно уничтожая грызунов. Утром служители пробирались на «поле боя» и уводили свору отдохнуть, а вечером всё начиналось сначала. Этим и многими другими вопросами занимался управляющий магазином Сергей Кириллович.

Читайте:  Тайны исчезнувших цивилизаций

 

«ТОРГОВАЯ ИМПЕРИЯ» И СИЛА ЛЮБВИ
Роскошные, сиявшие зеркальными витринами и огнями хрустальных люстр магазины были лишь «надводной» частью «торговой империи»: мало кто знал, что делалось «за кулисами», огромная фирма не могла существовать без множества вспомогательных цехов и мастерских — к сожалению, об этом забывают, считая Елисеева лишь удачливым торговцем, хотя он был феноменальным бизнесменом в современном понимании и создал независимую структуру с собственным циклом поставок, переработки, транспортировки и сбыта. Фирма имела торговые филиалы, самыми известными из которых являлись санкт-петербургский и киевский, осуществлявший также торгово-закупочные операции. Собственные мастерские обслуживали сеть магазинов, транспорт и цеха по переработке. Кроме гужевого транспорта, бывшего основным, Григорий Григорьевич смело начал использовать редкие тогда автомобили.

Фирма Елисеева имела свой шоколадный цех, изготовлявший и конфеты, самостоятельные отделения по вареньям и мармеладам, уксусный и масляный цеха, которым придавалось большое значение как поставщикам сырья для консервирования. В масляном подразделении работала промышленная установка по отстою, очистке и фильтрованию прованского масла. Отдельно обрабатывались икра, солёная и свежая рыба, а также сыры различных сортов. В специальных помещениях стояли жаровни для пережаривания зёрен кофе, а в подвалах перебирали овощи и фрукты — покупатель получал яблоки без единого пятнышка на боках и виноградные грозди без единой мятой или гнилой ягодки. Продавать гнилые или мороженые овощи и фрукты считалось не только ужасным позором, но и преднамеренным нанесением ущерба безупречному реноме Торгового дома — за это могли и под суд отдать! С теми, кто не дорожил репутацией фирмы, Григорий Григорьевич не церемонился, хотя он всегда отличался вежливой сдержанностью.

Торговый дом располагал обширными продовольственными складами, амбарами и ледниками, содержавшимися в образцовом порядке. В состав фирмы входили контора, центральная касса, упаковочное отделение и экспедиция. Имелась своя охрана и служба безопасности на уровне того времени. В штате состояли также правоведы, бухгалтеры, эксперты, и множество людей иных специальностей, вплоть до ветеринарного врача, а при необходимости приглашали лучших специалистов. А знаменитые елисеевские винные погреба, не уступавшие погребам самого Смирнова?! Такие погреба фирма имела в обеих столицах, многих городах России и за границей. Очевидцы рассказывали, что подземные тоннели казались бесконечными, а по обеим их сторонам стояли огромные бочки, некоторые ёмкостью до 700 и более вёдер вина! Для каждого сорта вин имелись собственные отделения со строго соблюдаемым температурным режимом, имелись также водочные и коньячные отделения. Ежедневно для покупателей в подвалах разливали и направляли в торговые залы до 15 тысяч бутылок. Их доставляли в магазины собственным транспортом, как и другие продукты. А в запасе постоянно находилось 100 тысяч ящиков уже разлитого по бутылкам вина!

Читайте:  Резервные возможности человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>