101 ключевая идея: ПОЛИТИКА

Первоначально предполагалось, что равенство обеспечивается ликвидацией привилегий, которыми пользуются представители определенных групп общества, вследствие чего все его члены смогут строить свою жизнь, не страдая от негативных факторов, связанных с происхождением, вероисповеданием, расовой и половой принадлежностью. Такая концепция именуется формальным равенством. Подобные представления о всеобщей гуманности лежали в основе дальнейшего распространения гражданских прав на всех членов общества, включая введение принципа верховенства закона и реформы, связанные с отменой рабства, снятием ограничений на право голоса, окончательным уравниванием в правах мужчины и женщины.

Хотя благодаря формальному равенству были отменены запреты, ущемлявшие права некоторых граждан, процесс не затронул более глубокие факторы социального и экономического характера, позволявшие одним гражданам добиваться большего, чем другим. На устранение именно такого рода различий нацелены другие концепции равенства. Поборников социального равенства в первую очередь интересует вопрос повышения статуса и самоуважения традиционно обездоленных групп общества. Идея равенства возможностей заложена в основу реформ материальной помощи обездоленным. Прогресс в этой области возможен в случае более справедливого перераспределения общественного богатства, а также принятия мер (включая реализацию программ равных возможностей и аффирмативного действия) помощи неблагополучным группам (включая женщин, представителей расовых меньшинств и инвалидов), испытывающим дискриминацию, в частности, в вопросах занятости, оплаты труда и предоставления жилья. Некоторые социалисты высказываются в пользу фактического равенства, что предполагает единый уровень жизни независимо от происхождения, личных обстоятельств и положения в обществе. Желаемого результата предлагается достичь всеобщей уравниловкой, в частности ликвидацией различий в уровне оплаты труда независимо от того, кто какую работу выполняет.

См. также статьи «Аффирмативные действия», «Верховенство закона», «Гражданские права», «Гражданство», «Расизм», «Феминизм».

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

 

Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие собственного персонала, не имеющего отношения к работе двух других ветвей власти. Сторонником принципа был барон Монтескье (1689–1755), который в своей работе «О духе законов»[9] (1748) исследовал пути, способные обезопасить от возникновения тирании, и утверждал, что наиболее эффективным способом является не концентрация всех властных полномочий в руках исполнительной власти, а их распределение по трем ветвям власти.

Читайте:  100 Великих тайн России ХХ века

Принцип лег в основу конституции Соединенных Штатов, в которой четко изложены функции и структура трех ветвей власти.

Одним из гарантов декларируемой конституцией США независимости властей служит статья, запрещающая президенту быть одновременно членом конгресса.

Между тем проблема, которая возникла бы в случае неукоснительного соблюдения принципа разделения властей, заключалась бы в том, что каждая ветвь была бы подотчетна только самой себе. В результате в отсутствие сдерживающих факторов каждая могла бы творить произвол (то есть действовать неразумно или деспотично). Во избежание такой ситуации в американской конституции предусмотрен механизм фрагментации политической власти посредством системы сдержек и противовесов, предполагающий надзор над выполняемыми каждой из ветвей власти ключевыми функциями и операциями со стороны двух других ветвей. Так, право президента назначать членов исполнительной ветви власти ограничено требованием обязательного предварительного одобрения (утверждения) кандидатов на высшие посты сенатом. Принцип распространяется и на взаимные отношения структур внутри ветвей власти, и в случае с конгрессом каждая из его палат ограничена в своих действиях другой палатой.

См. также статьи «Власть», «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти», «Конституция», «Подотчетность», «Судебная ветвь власти», «Судебный надзор».

 

РАСИЗМ

 

Расизм опирается в своей идеологии на утверждение о неполноценности чернокожих людей по отношению к белому человеку. Утверждение это не более, чем социальная конструкция, то есть феномен, лишенный фактического подтверждения или бесспорного обоснования и сформированный исходя из антинаучных утверждений и субъективных оценок.

Цель расизма состоит в оправдании стремления одной группы людей править другой группой. Им устанавливаются (а затем и поддерживаются) изначально неравноправные отношения между белыми и черными, отношения, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Для достижения своей цели расизм пытается искать подтверждения собственному тезису о том, что жертвы расизма не достойны звания человека. Отказ одной группы людей признавать наличие человеческих качеств у представителей другой группы создает атмосферу враждебности и дискриминации, формирует благоприятную среду для насилия, проявляющегося в притеснениях по признаку расы, вплоть догеноцида (истребления расовой группы).

Читайте:  Резервные возможности человека

Что касается первопричины проявлений расизма, то единого мнения на этот счет не существует. Психологическое объяснение феномена отталкивается от личностных характеристик человека. Другие объяснения приводят преимущественно историческое обоснование явления, возникшего в ходе покорения в XIX веке белыми нациями территорий черной Африки. Право на власть оправдывалось теорией социального дарвинизма, которой утверждалось, что белая раса эволюционировала в большей степени, чем черная.

Марксисты считают, что источником расизма является капитализм. Эта экономическая система требует обязательного наличия как многочисленной рабочей силы, так и механизма, которым предотвращалось бы развитие конфликта классов. Таким образом, посредством марксистского анализа выясняется, что иммиграция изначально планировалась как способ в изобилии получить неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, а расовые предрассудки подогревались с тем расчетом, чтобы воспрепятствовать развитию классового сознания. Последующие проблемы, как, например, низкий уровень заработной платы и нехватка рабочих мест, выводили представителей рабочего класса на линию расового противостояния, вместо того чтобы обратить свой гнев против тех, кому доставались все плоды экономической системы, породившей социальную несправедливость.

См. также статьи «Аффирмативные действия», «Капитализм», «Колониализм», «Марксизм-ленинизм».

 

РЕФЕРЕНДУМ

 

В ходе референдума общество имеет возможность высказаться по конкретным политическим вопросам и тем самым выразить свое согласие или несогласие с тем или иным порядком действий. Референдумы являются важным элементом прямой демократии и используются либеральными демократиями с различной степенью активности. Власти Швейцарии, например, прибегают к ним особенно часто.

Референдумом предлагается механизм привлечения широких масс населения к решению важнейших политических вопросов (нередко на уровне положений конституции). В Ирландии предложения о внесении изменений в конституцию после их принятия парламентом должны быть вынесены на референдум. К недавним примерам в Великобритании относятся предложения о введении ограниченной автономии Шотландии и Уэльса в 1997 г. и выяснение отношения населения Северной Ирландии к мирному соглашению «страстной пятницы» в 1998 г. В некоторых странах общество имеет право как инициировать проведение референдумов, так и в определенной степени контролировать их содержание. Например, в Новой Зеландии согласно закону об инициировании референдума гражданами 1993 года 10 % избирателей страны от общего числа зарегистрированных избирателей могут настоять на проведении референдума без обязательной практической реализации итогов по любому волнующему их вопросу.

Читайте:  Тайны исчезнувших цивилизаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>