Резервные возможности человека

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Аргументы и факты» № 28, 1995. «Стресс: выживет ли человечество?» / О. Извекова .

2. «Российская газета» за 15.04.95, № 75. «Не бойтесь стресса, это — жизнь».

3. «Не может быть» № 6, 1994. «Где вирус депрессии?» / В. Гончаров .

4. «Приазовский край» за 10.08.95, № 32. «Чему учит история» / В. Смирнов .

 

Интеллект и мышцы
Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила… Кажется, сама природа противопоставила эти понятия друг другу. Даже существует поговорка: «Сила есть — ума не надо».  Нужен, конечно, силе ум — без него она слепа. Но многих интересует противоположный вопрос: нужны ли людям умственного труда крепкие мышцы, большая физическая нагрузка? Конечно, в человеке все должно быть гармоничным. Но, с другой стороны, сама современная жизнь нарушает эту гармонию. Тяжелую физическую работу все чаще выполняют машины и механизмы, автоматизация завоевывает не только производство, но и сферу быта, оставляя человеку роль оператора. Чтобы справиться с нею, он, разумеется, должен быть здоровым.

Но здоровье и сила — понятия не равнозначные. Отсюда и появились различные прогнозы о том, что человек далекого завтра довольствуется минимумом мышц. А его облик будут определять огромная голова с могучим мозгом и относительно хилое тело. У медиков и биологов к данным прогнозам снисходительное отношение. Их больше волнуют проблемы сегодняшнего дня. При нынешних темпах научно-технического прогресса огромной массе людей: ученым, конструкторам, операторам, руководителям производств — приходится решать все более сложные вопросы, задачи. Чтобы справиться с ними, требуется определенная, правильнее сказать, предельная активность мозга. А он и без того находится в напряжении, вызванном избытком информации, ритмом жизни, стрессовыми ситуациями.

Читайте:  100 Великих мифов и легенд

Спрашивается, как помочь таким людям? На первый взгляд, ответ прост: надо создать для них особые условия, избавить от мелких житейских невзгод, рабочих неурядиц. Но это не только практически неосуществимо, но и вредно: лишенный постоянной связи со всем многообразием жизни, мозг утратит необходимую гибкость, остроту восприятия, способность к охвату масштабных явлений. Более того, наукой доказано, что отрицательные эмоции человеку необходимы: они — один из главных двигателей прогресса. Вспомните наших пращуров. Именно отрицательные эмоции, прежде всего страх перед грозными явлениями природы и нападавшими дикими животными, заставили первобытного человека мобилизовывать все силы мозга, проявлять находчивость и изобретательность, чтобы найти выход из критической ситуации. Эту мобилизующую роль отрицательные эмоции сохранили и по сей день. Почему же тогда все время раздаются призывы «говорить друг другу комплименты»,  проявлять деликатность в общении?

Оказывается, все хорошо до известного предела. Если человек испытывает сильные отрицательные эмоции длительное время, у него в мозгу возникает так называемый очаг застойного возбуждения. Как доказал академик А. Ухтомский, этот очаг тормозит работу других нервных центров. Из-за него даже мелкие, безобидные при других обстоятельствах неурядицы болезненно отражаются на состоянии нервной системы. Хуже того, установлено, что застойные очаги возбуждения препятствуют полету мысли, сковывают воображение, тормозят поисковую деятельность и активность. Формально интеллект у человека остается прежним, но он как бы подавлен, в умственную работу включена лишь часть потенциальной мощи мозга.

Как же избежать возникновения застойных очагов или избавиться от них? У наших далеких предков таких вопросов не возникало. На сильно отрицательные эмоции они реагировали однозначно — работой мускулов: боролись с нападавшими животными или спасались бегством. Современный же человек окутан путами социальных норм поведения. Он не может броситься наутек от разгневанного начальника или пускать в ход кулаки, если его обвесили в магазине. Но для него спасительный рецепт остается прежним: значительные мышечные нагрузки. По выражению медиков, они служат важным средством «реабилитации психики».

Читайте:  Сто великих загадок природы

Механизм их действия состоит в том, что сигналы, поступающие в мозг при физических нагрузках и упражнениях, создают в нем мощный очаг возбуждения. Он распространяется на соседние отделы мозга, подавляет в них те самые «застойные» очаги, вызванные конфликтными ситуациями, стрессами, отрицательными эмоциями. Мозг словно очищается от них. Боюсь, что рецепт с мышечными нагрузками многие воспримут с иронией: у большинства из нас нет возможности сразу после отрицательной эмоции поднять гирю или помахать гантелями. Все это так. Но есть одна тонкость: при равных условиях у людей тренированных, с хорошо развитой мускулатурой, поток сигналов, поступающих в мозг, намного мощнее. Поэтому даже небольшое напряжение мышц дает заметный эффект, помогает справиться с негативными психическими явлениями и воздействиями. Этот вывод подтверждают исследования психиатров и невропатологов.

Оказалось, что тяжелые неврозы, психические срывы, неумение приспособиться к напряженному ритму жизни и труду встречаются у людей со слабым телосложением почти в пять раз чаще, чем у обладателей развитой мускулатуры. Словом, и в современной жизни регулярно тренируемые мышцы — это тот самый резерв, та самая палочка-выручалочка, которая помогает человеку противостоять нервным и психическим нагрузкам и перегрузкам. Соответственно «мышечная защита» избавляет мозг от помех, которые отражаются на результатах умственной деятельности. Но ведь мы хотим большего. Нам нужны средства, которые помогали бы мозгу активнее работать, повышали творческие способности, обостряли ум. Какова тут роль мышц? Если обратиться к истории, то в ней можно найти много примеров, когда могучий ум сочетался с завидной силой.

Знаменитого Пифагора современники чтили не только за успехи в математике — он был олимпийским чемпионом по кулачному бою. Михаил Ломоносов мог завязать в узел железную кочергу. Лорд Байрон пополнял свои скромные финансы, участвуя в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. А выдающийся русский инженер В. Шухов и в семидесятилетнем возрасте ежедневно тренировался на гимнастических снарядах и подтягивался на перекладине. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе. Но так ли это на самом деле?

Читайте:  101 ключевая идея: ПОЛИТИКА

Чтобы ответить на этот вопрос, были проведены научные эксперименты. В результате выявилась, например, зависимость между усвояемостью школьной программы и развитием мышечной системы учеников. Детям с пропорционально развитой мускулатурой намного легче учиться, они меньше устают, быстрее восстанавливают силы, больше успевают сделать. Аналогичные результаты дали наблюдения за группой научных сотрудников, которых по ходу длительных экспериментов проверяли с помощью специальных тестов на «умственную работу». «Мускулистые» оказались работоспособнее, делали меньше ошибок и выполняли задания лучше, быстрее, успешнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>